Хотим мы этого, или не хотим, мы продолжаем упорствовать в своем сопротивлении Богу и продолжаем жить, как мы жили раньше, продолжаем превозносится над другими, осуждать. Осуждение — грех, плоды которого рано или поздно придется пожинать. «...каким судом судите, таким будете судимы...» Если человек озлобляется и осуждает кого-то, то же обязательно придет в его жизнь проблемы. И мы начинаем в такие моменты искать причины. «Господи, где я неправильно поступил, вчера, позавчера, месяц назад, год? Да вроде все нормально. В чем дело?» И часто не думаем о том, что начало может быть еще и двадцать лет назад.
Мы рождаемся, растем, проходим детство, исполняется семь лет, и мы уже на ровне со взрослыми идем на исповедь давать отчет от своих плохих делах. Грехи тянутся за нами до старости. От юности моея мнози борют мя страсти ... И в старости они не меняются. Поэтому на себя надо смотреть в первую очередь и поглубже. Бывает, человек был атеистом, гонителем и подобное, а тут за последнее время стал верующим, ходить в храм, даже причащаться, но все равно что-то идет не так. Стоит обратить внимание на свое прошлое, ведь часто мы думаем, что раз причастился, значит уже и обновился, и как снег убелился. Не всегда так бывает, старые привычки, старые плохие поступки, старые помыслы могут тянутся как шлейф за человеком незаметно до конца дней земной жизни. Та же гордыня, обиды, никуда не делись, такими же и остались, как были до прихода в Церковь. Зачастую бывает так, что верующие люди похлеще не верующих, за это тоже понесем наказание, потому как пример подавали не христианский, были искушением и поводом для осуждения неверующими. Как мы знаем, исповеданные грехи и не повторяющиеся, исповедовать наново не нужно, хотя последствия тех грехов будут еще долго с нами. Допустим, почти все женщины делали аборты и очень много, исповедать надо, раскаяться, и продолжать жить дальше, стараясь получить прощение от Бога добрыми делами, помогая, допустим, многодетным, нуждающимся, или же посвятить часть своей жизни на какую-то благотворительность. Т.е работать в обратную сторону греха. А так просто сказать: " я же исповедовался, причастился, даже соборовался" - не достаточно, да, Бог очистил, простил, если было покаяние, но перемен и духовного роста так и не настало.
Бог нелицеприятен и ненавидит лицемерных людей, пустую внешнюю религиозность. Иисус во время своего земного служения был окружен грешниками и мытарями, людьми, которые в глазах многих правоверных иудеев были ничем. Иудеи презирали Иисуса, говоря: «Если бы ты был пророк, ты бы видел, что этот человек весь в грехах». Иисус прекрасно видел. Он говорил, что не здоровые нуждаются во враче, но больные. Для этого Он и пришел, чтобы спасти все погибшее, привести всех к Богу, освободить каждого человека. Были фарисеи, которые приходили к Нему, которые искали, у которых теплилась надежда. Он принимал их, отвечал им.
Но Иисус не разговаривал и не церемонился с религиозными фарисеями, гордыми и надменными, не видящими нужды в покаянии, фактически, в Боге, хотя внешне они и служили Ему, тех, которые говорили «благодарю Тебя, что я не такой, как этот грешник. У меня все в порядке в жизни». Им Он прямо говорил: «Вы — гробы окрашенные». Слово Божье говорит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Поэтому всякое упрямство, упорство, всякое отстаивание своего «Я» вместо смирения приводят проблемы в нашу жизнь. И мы часто грешим против дьявола: «вот он на нас наступает, почему дьявол атакует мою жизнь?», хотя на самом деле очень часто причина совсем другая. Почему? Бог как бы говорит: «Это не дьявол идет против тебя, это Я иду против тебя». Бог гордым противится: «Это не дьявол тебе противится, это Я тебе противлюсь. Это ты упираешься, идешь против рожна в своей гордыне».
Кстати, в этих словах кроется еще один ответ на часто задаваемый вопрос Богу и самим себе: "почему я, почему мне, или почему это происходит именно со мной, а не с тем-то и с тем? Вон, те живут распутно и горя не знают, а я вот такой весь хорош, стараюсь и мне достается в жизни". Не видящие нужды в покаянии - не видят и Бога, следовательно сами добровольно от Него отказываются, а видящие нужду в покаянии и кающиеся получают от Бога возможность исправления, над которой нужно потрудиться. Как Иуда осознал свою вину, но не завершил ее исправление раскаянием перед Богом, удавившись, так и мы получающие скорби и вразумление, должны это все привести в логическое завершение, не с ропотом, а со смирением принять данное, за чем и последует благодать.